понедельник, 4 апреля 2011 г.

Тенгрианство-вера татар.


Территория пробуждения - Тенгрианство
[info]tatarkam
http://www.terramagic.ru/publ/9-1-0-33

О ТЕРМИНАХ: "ЯЗЫЧЕСТВО", "ТЕНГРИЗМ", "ШАМАНИЗМ"
Говоря о комплексе шаманистского мировоззрения, необходимо иметь в виду суть понятий «шаманизм» и «шаманство», которые являются разными сферами общественного сознания и выполняют разные функции. Под термином «шаманизм» подразумевается система религиозных представлений и культов, связанных с народными традициями, верованием в добрые силы Неба и Земли, с миропониманием окружающей среды, наполненной социальной значимостью этнической культуры. А слово «шаманство» отождествляется с колдовством, борьбой со злокозненными существами, нечистой силой, со знахарством, гаданиями, предсказаниями.


Таким образом, ясно одно: мы совсем не затрагиваем такого уникального явления в мировой культуре, как шаманство, но уделяем особое внимание шаманизму Центральной Азии и Сибири, который рядом ученых называется настоящим, классическим, а его родину - Центральную Азию и Сибирь – классической родиной.

Теперь о термине «шаманизм», который после длительных дискуссий был выработан научным сообществом XIX века. Происходит он от слова «самын», которое услышал В. Радлов, будучи в этнографической экспедиции в тунгусско-остяцском поселении (в дословном переводе с остяцского – «отмашись от зла», «отведи нечистую силу"). Хакасы же своих жрецов называют иначе – «хам», то есть видящие лбом — третьим глазом (лоб — хамах. хак.). Глагол же «отмаши от зла» имеет на хакасском языке несколько синонимов, в том числе «сабын» или «чилбе». От второго глагола возникло название одного из самых сакральных священнодействий — "чилбеге", присутствующего во всех таинствах-контактах с силами Природы и Вселенной, оживотворенной и одухотворенной хакасами, направленное на ненарушение равновесия и гармонии мира в целом и человека с ним.

Оставляя термин «шаманизм» общепринятым и в современном научном сообществе, коснемся в нескольких аспектах истории возникновения мирового шаманизма, который сложился естественным путем (без всякого вероучителя) на основе признания реальных сил Вселенной и стихий Земли. Именно поэтому во всех уголках мира во все времена эта форма вероисповедания поразительно похожа, имея в едином комплексе все тот же однозначный пантеон богов, божеств и духов. Имея в основе смысловое тождество, каждый народ или этнос по-своему, в соответствии со своей культурой, языком, цивилизацией, возвел этот пантеон на поэтический уровень, на пьедестал морали и этики, установив свою планку эстетики и наполнив своей жизненной философией. Так создалась всемирная мифология шаманизма, мощно питающая современную этнографию.

Так чем же объясняется однозначность шаманистского мировоззрения во всем мире и во все времена? Объяснение этому одно: шаманизм стал естественным порождением природной энергии Космоса и различных зон Земли, а его существование уже говорит о том, что 5 (!) тысяч лет назад человек обладал высокими знаниями. Ему уже тогда была известна модель материи в трех ее состояниях — воздух, жидкость и твердь; была известна модель мира в трех ее уровнях - Верхний (космический), Средний — (земной), Нижний (подземный); была известна модель времени в трех ее измерениям - прошлое, настоящее, будущее.

Таким образом, человек уже тогда ясно надставлял микросхему макрокосма. Уже тогда было известно о семи слоях (сферах) Неба, как и о девяти геопластах Земли, ведущих ядру, которое пылало адским огнем. Во главу высшего Творца : человек уже тогда ставил Небо (Вселенную, Галактику), последующим по значению было Солнце (Солнечная система), а затем Луна (земная орбита). Стихии же земной атмосферы были тоже жестко регламентированы: гром, молния, буря, ветер, дождь... Каждый из этих стихий имел свое осмысление и корону самодержца-Творителя, был опоэтизирован и оживотворен.

Культовые же обряды являлись органической необходимостью сосуществования человека со средой. Обряды появились еще в глубокой древности как сотворение единства психоэнергетики человека и местности, так как обращение к Природе было гарантией Бытия Человека. Тесная связь с Природой, как и знание ее законов, давали ему возможность быть полноправной частицей мироздания, гарантируя надежность своего существования. С другой стороны, человек шаманистского мировоззрения, являясь созидателем и хранителем культурных ценностей, осваивая комплекс навыков и традиций, строго их выполнял.

Поэтому ритуальная практика шаманизма во всем мире и во все времена абсолютно идентична, современные же науки — биоэнергетика и экстрасенсорика — с поразительной устойчивостью зиждятся всё на тех же ритуалах и обрядах, что доказывает их действенность, которая проверена многотысячелетним опытом человечества, в то время как человечество в своем опыте опиралось на материалистичность и научность в своем осмыслении окружающей среды.

И если слово «религия» прочитывается как «объединение», «лига» (лат.), то становится понятным, что мировой шаманизм был прарелигией всех национальных и мировых религий, выросших на плодотворной ее почве. Поэтому общечеловеческие обрядовые нормы, являющиеся основой мирового шаманизма, строго ориентированные на природу и экологию, закономерно легли в основу мировых религий: это буддизм (время возникновения – 2,5 тысяч лет назад) , христианство (время возникновения - 2 тысячи лет назад) и ислам (время возникновения - 1,5 тысяч лет назад).

А говоря о первоосновах, хотя бы поверхностно перечислим их: хождение по Солнцу; окуривание благовонными травами, уничтожающими болезнетворные микробы; обрызгивание — кормление богов и духов; очищение водой — омовение и купание; реинкарнация - бессмертие души; медитация — проникновение в сакральные истины Бытия и Небытия; восславление богов и испрашивание от них благословения; средоточие и концентрация добрых сил - положительной энергии; использование тепловой и сакральной энергии огня...

Все эти традиции являются незыблимыми как и для всех былых национальных религий, достигавших культурно-духовных высот древности, так и для всех мировых религий, господствующих в умах людей по сей день. Учитывая вышесказанное, налицо тесные связи мирового шаманизма со всеми мировыми религиозно-философскими системами, будь то религии Запада (иудаизм, католицизм, христианство) или религии Востока (брахманизм, конфуцианство, зороастризм, буддизм, даосизм, ламаизм).

Теперь перейдем к термину «хакасский шаманизм». В отношении его требуется несколько пояснений, прежде чем непреклонно пользоваться этим термином в данной работе, предлагаемый широкому кругу читателей как научно-популярный материал, в том числе широкому кругу работников культуры и просвещения как методический.

Во-первых. Историческим словообозначением термина «шаманизм» в науке является термин «язычество», проистекающее от тюркизма «ызых», в славянской транскрипции «язык». В переводе на тюркские языки слово «ызых» обозначает «священный, почитаемый». А если иметь в виду еще более древние корни, оно конкретное смысловое значение «послания» («ыс» — глагол «послать»). А что может посылаться от одного человека к другому, как не «истина». В нашем случае, это «осмысление истины» как осмысление окружающей среды, как восприятие непреложности материального мира, как способ вступления в диалог с силами Космоса и Природы...

Во-вторых. Более современным словообозначением данной религии можно считать термин «тенгризм» (Тенгри — Небо), что в такой же степени, как «ызых», соотвествует сути рассматриваемой нами философской системы, так как верховным Творцом мирового шаманизма у у всех народов было Небо, в смысле Вселенной, Галактики, Высшего Разума, Трансдентального Центра. Оно правило жизнью на Земле, всеми космическими силами и стихиями. Однако в силу «молодости» он малоизвестен в научном сообществе религиоведов и требует дополнительного доказательства.

Источник: Татарова В. К. Ради жизни вечной (У:зiлбес тамыр у:чу:н). Годовой календарный цикл хакасских народных праздников – научно-популярная реконструкция. – Абакан: издательство ХРИПКиПРО «Роса», 2003 – 44с 

Комментариев нет:

Отправить комментарий